воскресенье, 1 ноября 2009 г.

Нации (этносы) и национальные (этнические) общности

Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является "своим", а кто "чужим". Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. Осознание этого проявилось у родоплеменных обществ первобытнообщинного строя. Это осознание присуще и любой народности и нации.

Народность - термин, обозначающий принадлежность к народу или наличие каких-то его качеств. Народ - это большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания. В этническом смысле этим термином называются все исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей, наций. В переводе с греческого этнос (ethnos) означает народ. С начала 50-х годов нашего века народностью стали называть различные виды этноса, находящиеся на стадии развития между племенем и нацией. Таким образом, народность - это этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации.

Другой этнической общностью является нация. Нация (от лат. natio - народ) - тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада и сознания единства и отличия от подобных образований (самосознания). Это определение является господствующим в современной литературе. Однако в настоящее время, определяя нацию, часто делают упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-социального состава, соответствующего уровню промышленного развития и др. Представители одной нации не имеют общего предка и общего происхождения.

Национальность - это принадлежность к той или иной нации. Вместе с тем в западноевропейских языках это понятие используется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданства), а для обозначения этнической принадлежности нередко применяется выражение "этническая национальность" (ethnic nationality).

Нации более многочисленные, чем народность, насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает чувство солидарности со своей нацией.

Подлинно научная теория нации создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей. При этом классики марксизма-ленинизма подчёркивали важную роль государства в консолидации нации. В. И. Ленин писал, что образование национальных государств является тенденцией (стремлением) всякого национального движения. В. И. Ленин отверг излюбленный буржуазной социологией и историографией приём смешивать нацию с расой и племенем, представлять её как дальнейшее продолжение и усложнение родоплеменных связей, как вечное, естественное, внеисторическое явление. Ленин подверг критике взгляды О. Бауэра, который определял нацию, как общность культуры и характера, возникшую на почве общности судьбы, охарактеризовав его теорию как идеалистическую. Консолидация наций облегчается наличием этнически родственных племён и народностей. Но это не обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетической линии, связывающей этнические свойства племени, народности и нации. Фактически не существует гомогенных (однородных) наций. Все они возникли из различных племён, а некоторые и из различных народностей. Немало наций, например американские, образовалось не только из различных этнических групп, но и из различных рас . Поэтому нельзя включать в понятие нации расовую общность. Она не определяется также религиозными и государственными общностями. Существуют разные нации, исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют нации, части которых исповедуют разные религии. Есть разные нации, живущие в одном государстве, и не имеющие своей национальной государственности.

В жизни нации, её отношениях с др. нациями этнические (языковые и культурно-бытовые) особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически, а являются продуктом социального развития. Длительная совместная жизнь и деятельность различных этнических групп в рамках сформировавшейся нации вырабатывают новый этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить некоторые "сквозные" элементы, идущие от прежних исторических общностей, но и они при всей своей устойчивости не являются неизменными. Таким образом, нация по своей сущности есть общественно-историческое явление. Началом исторического этапа образования наций Ленин считал конец средних веков и начало нового времени, а её экономической основой — капитализм с его требованиями создания внутреннего рынка и общего для данной общности языка как важнейшего орудия торговых связей. Необходимым условием возникновения многих современных наций было развитие буржуазии, складывание единого рынка. Для образования общности экономической жизни необходима общность территории, которая, будучи условием образования нации, выступает затем и в качестве её признака. В процессе консолидации нации различными путями вырабатывается общий литературный язык, который, в свою очередь, становится могущественным средством национальных связей. На основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни.

Процесс формирования разных наций определяется соотношением экономических, политических, этнических признаков, а также характером исторической эпохи. В ряде случаев процессы становления нации и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и др. этнических признаков, выступавших как условия их формирования. В др. случаях нация складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки нации формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становятся формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование нации не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Для правильного понимания как сущности нации, так и места и роли её этнических особенностей необходимо различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как "нация" и "национальность". Понятие "национальность", выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие "нация". Различение указанных понятий помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной нации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий