воскресенье, 25 октября 2009 г.

Социологическое понимание культуры: структура (морфология), компоненты, исторические типы

Культура представляет собой необходимое условие существования человеческого общества. Понятие культуры имеет достаточно длинную историю, в ходе которой оно претерпело значительные изменения. В ходе таких изменений понятие культуры приобрело исключительную универсальность и многозначность. Первоначальный его смысл происходит от латинского слова cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, почитание (в Древнем Риме изначально культурой именовали возделывание почвы и ее обработку). В ходе исторического развития это понятие постоянно изменялось, охватывая все новые области человеческой деятельности. В настоящее время культура включает в себя все, что отличает общество от природы, биологических форм жизни. В самом общем виде мы можем сказать, что культура — это все, что создается людьми, социально усваивается и разделяется членами общества.

Культура (от лат-cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.

Культура общества тесно связана с понятием цивилизации. Очевидно, что цивилизация представляет собой не только достаточно развитое и устойчивое общество с наличием городов, инфраструктуры и разделением труда. Другое понимание этого термина связано с тем, что цивилизация — это определенный (и довольно высокий) уровень политических, экономических и социальных стандартов поведения членов общества. Такими были, например, античная цивилизация, восточная цивилизация, цивилизация индейцев майя.

Культура любого общества должна обладать границами, в рамках которых определенные культурные образцы обладают значимостью и важностью для членов данного общества. В этих границах люди осознают культуру как свою, стараясь придерживаться собственных стандартов культурного поведения. Таким образом, границы культуры выполняют важную функцию сохранения самобытности данной культуры. При этом возможны переходы отдельных культурных образцов через эти границы в том случае, если такие переходы люди сочтут полезными в данной культуре. Для органичного перехода образца в другую культуру необходима адаптация этого образца к условиям новой культуры.

Всю культуру общества можно разделить на материальную культуру и нематериальную культуру (духовную).

К нематериальной культуре относят те слова, идеи, привычки, обычаи, нравы и другие явления, которые зарождаются в головах людей, регулируют жизнедеятельность индивидов в рамках данного общества и являются, прежде всего, продуктом сознания, мышления отдельных индивидов и групп. Сама по себе духовная культура не материализуется и распространяется от одних индивидов или групп к другим в ходе процессов передачи информации.

Нематериальная (духовная) культура включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура представляет собой материализованные образцы духовной культуры, которые создаются и используются в соответствии с потребностями членов общества. К образцам материальной культуры можно отнести автомобили, мебель, здания, фермы и другие осязаемые объекты, которые постоянно изменяются и используются людьми, свидетельствуют об их приобщении к ценностям, которые признано считать элементами человеческой культуры.

Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Иначе говоря, это часть общей системы культуры, включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты.

Нематериальная культура неразрывно связана с материальной культурой. Так, образцы духовной культуры могут сохраняться и передаваться другим людям в неизменном виде только в случае их материализации в виде книг, документов, скульптурных изображений, рисунков. В свою очередь, материальная культура может совершенствоваться и изменяться только в том случае, когда возникают соответствующие идеи, используются знания и навыки, применяются определенные нормы создания материальных образцов.

Следует помнить, что приоритет всегда остается за духовной культурой. Действительно, если утрачен образец материальной культуры, но сохранены соответствующие знания и навыки в отношении этого образца, то возможно восстановление утраченного в более или менее прежнем виде. С другой стороны, если утеряны знания и навыки в отношении использования материального культурного образца, то он полностью теряет свою ценность в глазах людей.

Совокупность духовной и материальной культуры обычно связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом случае имеется особая, отличная от других система норм, обычаев, верований, духовных и материальных ценностей.

В социологии культура рассматривается в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социальных взаимодействий. Под культурой в социологии понимается совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Поэтому при социологическом анализе культура рассматривается в том ее аспекте, который связан с регулированием отношений между людьми, как система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Любой предмет, действие или явление (будь то гаечный ключ или картина художника, корабль или рукопожатие, храм или лозунг и т.п.) обретают социокультурный смысл только тогда, когда они значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло.

Основные элементы культуры:
В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, нормы.

Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. В слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Определяющим элементом культуры являются ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория "социальная ценность", т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По-существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.

Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений, так и в виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины - в виде идеологии (от греч. idea -идея, представление и logos — учение).

Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.

Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями.

Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий