Методология — есть учение о методах (способах, средствах и приемах) познания, используемых в конкретной науке.
В самом общем виде можно говорить о существовании в науке двух основных методологий: метафизической и диалектической. Метафизическая методология основывается на таком понимании мира, согласно которому явления природы, общества и человеческого мышления качественно неизменны и подвержены лишь эволюционным количественным изменениям. Они всегда тождественны самим себе, в них отсутствует борьба внутренних противоположностей, и они существуют изолированно друг от друга.
Диалектическая методология основывается на таком понимании, согласно которому явления природы, общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленным борьбой внутренних противоречий, и находятся во всеобщей взаимной связи.
Последний методологический подход в современной науке является превалирующим. Что касается социальных наук и, в частности, социологии, то следует заметить, что они возникли позже естественной науки и развивались медленнее. Вследствие этого, социальные науки ориентировались на естествознание и заимствовали его методы. Это обстоятельство привело к возникновению дискуссии относительно эффективности и оправданности такого заимствования. Одни считали, что такое заимствование не только возможно, но и необходимо, поскольку между законами природы и общества не существует принципиальной разницы.
Другие, наоборот, считали, что между природными и общественными явлениями нет ничего общего, поэтому нет ничего общего между естествознанием и социологией. Поэтому для изучения социальной реальности следует использовать особые, специфические подходы и методы. В своем развитии эти представления привели к стремлению приспособить методы естественных наук к природе социальных явлений и тем самым способствовать созданию особого, соответствующего природе и характеру социальных явлений технического инструментария для сбора данных об этих явлениях.
Методология — это детализация парадигмы под конкретную науку, под конкретный предмет изучения. Соответственно парадигма — есть обобщение методологий этих конкретных наук. Парадигма несет регулирующую функцию при построении конкретной методологии.
Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.
В переводе с древнегреческого «парадигма» значит «образец». Новое звучание ему придал Томас Кун (1922–1996), автор книги «Структура научных революций» (1962). Он обратил внимание на то, что наука развивается не сама по себе, а в результате деятельности сообществ ученых, научных школ и направлений, разделяющих определенные научные традиции. В рамках одной и той же парадигмы возможны дискуссии и даже разногласия, однако они существуют на базе общих исходных теоретических моделей, правил и стандартов научной практики. О парадигме можно говорить тогда, когда сообщество ученых опирается на: 1) некоторые очевидные для данного сообщества базовые теоретические представления об исследуемой реальности; 2) представления о том, какие проблемы достойны внимания науки; 3) представления о подлинно научных методах исследования.
Парадигма - краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо самостоятельной области знаний или теоретического подхода; в методологии - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный исторический период.
Понятие парадигмы тождественно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. В целом понятие парадигмы шире понятия «отдельная теория»; парадигма формирует строй научной дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки.
Парадигма обеспечивает будущих ученых готовой системой знаний, излагаемой в лекциях и на семинарах. У социологов, получающих заказы от бизнесменов или местных властей на проведение исследования, появляется уверенность в том, что оно обязательно завершится успехом. Такую гарантию дают прецеденты - образцы профессиональных исследований, ранее проведенных в рамках действующей парадигмы и изложенные в тексте учебника как пример для подражания.
Социология - это не монопарадигмальная, а полипарадигмальная наука.
Полипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней. Вместе с тем она осложняет сопоставление полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основываются на разных парадигмах.
Парадигмы в социологии. Новейшие теоретические тенденции
Комментариев нет:
Отправить комментарий