Социальная коммуникация - это:
- передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
- процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом;
- механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Имеются различные подходы к типологии коммуникации.
По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую (на уровне социетальной системы), среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций - внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами.
По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации подразделяют на: внешние коммуникации, межличностные (между отдельными людьми - диадные) и внутриличностные (общение с самим собой).
Коммуникации по способу установления и поддержания контакта подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные). Коммуникация непосредственная - коммуникация осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление). Опосредованная коммуникация - взаимодействие, осуществляемая через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц - посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации, такие технические средства как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера и другие информационные технологии).
Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.
Ускоряющаяся информатизация является предсказуемым, наиболее видимым сейчас вектором воздействия новых технологий на социальную структуру общества. Такое воздействие можно разбить на две группы.
- Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека – в первую очередь, за счет значительного расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей. При этом мало предсказуемыми являются ответы на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей.
- Воздействие информационных технологий на социальную организацию: использование новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических "горизонтальных" коммуникаций, возможностью общения "всех со всеми" .
Потребность человека в информации и необходимость её поиска в информационных ресурсах общества предполагают коммуникацию между человеком и информационными службами и создают ряд социально-психологических коллизий.
Согласно теории социальной коммуникации, коммуникация это взаимодействие двух субъектов, где один субъект – коммуникант, отправитель, передатчик; второй – адресат, приемник, реципиент. Взаимодействие этих субъектов опосредуется передаваемым объектом.
Если применить это определение коммуникации к информационному обслуживанию, то становится ясно, что последнее – социальная коммуникация, поскольку в нем наличествует два субъекта (информационный работник и пользователь) и опосредующие их взаимодействие объекты – запрос, документ. Можно выделить в этом процессе еще каналы связи, барьеры коммуникации, информационную среду, в которой осуществляется взаимодействие.
Информационная и социально-коммуникационная стороны информационного обслуживания обусловлены связью социальной информации и социальной коммуникации: коммуникация предполагает передачу информации, исходя из этого, информация не может стать доступной без коммуникации.
Одной из особенностей информационного обслуживания как коммуникации является то, что роли субъектов в ходе этой деятельности меняются: при предъявлении пользователем запроса информационному работнику пользователь является коммуникантом, отправителем, а информационный работник – адресатом, приемником; при выполнении запроса и передаче информационным работником документа или информации пользователю первый становится коммуникантом, отправителем, второй – адресатом, приемником.
В ходе получения услуг между пользователем и информационной службой (информационным работником) осуществляется коммуникация.
Коммуникация пользователей и информационной службы осуществляется в устной и письменной формах, непосредственно при посещении информационного учреждения и через каналы связи с использованием технических средств.
В связи с внедрением новых информационных технологий говорят об удаленном (виртуальном) пользователе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий