Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст, но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.
Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа.
Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни.
Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования.
После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято:
слово; предложение; тема; идея; автор; персонаж; социальная ситуация; часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.
Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.
Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.
В основе контент-анализа лежит количественный анализ содержания коммуникаций, основанный на определении:
- частоты встречаемости определенных понятий в «текстах»,
- степень выраженности взаимосвязей этих понятий.
Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами:
- Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц. Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго текста — те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа — опять те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т.д. После изучения очередных 3—5 текстов, в которых уже не попадается ни одной новой единицы, ранее фиксированной в предыдущих документах, можно принять решение о том, что объем смысловых единиц изучаемого массива исчерпан.
- Контроль за обоснованностью содержания смысловых единиц с помощью судей. Специалисты в данной области обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам. Необходимо, чтобы ряд экспертов независимо друг от друга классифицировали те или иные единицы анализа. При этом необходимо, чтобы большая часть понятий были классифицированы однотипно больше чем половиной судей. Остальные, спорные, подвергаются специальному обсуждению и после согласования относятся в соответствующую единую категорию.
- Обоснованность по независимому критерию. Данные, полученные в контент-анализе, выборочно проверяются на той же группе путем опросов, наблюдений или тестов.
- Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий