воскресенье, 15 ноября 2009 г.

Стратегия социологического исследования

Стратегия — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега. Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Стратегия включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Может быть три варианта стратегического плана соц.исследования:

1. Разведывательный (поисковый) применяется в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представлений, и поэтому социолог не в состоянии выдвинуть рабочие гипотезы. Целью такого исследования является уточнение проблемы и формулирование гипотез. Для этого сначала изучается литература, документы, затем проводятся опросы (методом интервью) и наблюдение объекта.

2. Аналитический (описательный) вариант стратегического плана применяется, когда имеющиеся знания по исследуемой проблеме позволяют выделить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-функциональных связях, характеристиках объема и др.). Цель исследования по такому плану - проверить описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно и количественно определенные характеристики изучаемого объекта.

3. Экспериментальный вариант плана применяется, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель исследования - установить причинно-следственные связи объекта.

Тип стратегического
плана
Тип гипотезы
Возможные методики
Цель исследования
Разведывательный (поисковый)

Изучение документов, интервью, наблюдения
Формулирование проблемы и описательной гипотезы
Аналитический (описательный)
Описательная
Статистика, корелляционный анализ, анкетирование
Определение качественно-колличественных характеристик
объекта, формулирование объяснительной гипотезы
Экспериментальный
Объяснительная
Эксперимент
Определение причинно - следственных связей объекта

Комментариев нет:

Отправить комментарий