понедельник, 23 ноября 2009 г.

14.Революционно-демократическое направление в русской общ.мысли (Герцен, Чернышевский)

Политическая активность русских просветителей ярко проявилась в оформлении революционно-демократического направления. Родоначальником стал В.Г.Белинский. Революционный демократизм проявился в их стремлении к уничтожению старых властей самыми радикальными, в том числе насильственными способами. Революционный демократизм русских просветителей не просто выражение их политической позиции, стратегии и тактики борьбы. Это вместе с тем один из важнейших аспектов всего их мировоззрения, включая философию. Их практически-политические идеалы и революционно-демократические методы в решающей степени определили тип их мировоззрения и философии.

Герцен - известный русский писатель и революционер. Герцен сурово осуждал отвлеченный идеализм в философии и науке за оторванность от реальной жизни. Будущее развитие человечества должно привести к "снятию" антагонистических противоречий в обществе, формированию философско-научного знания, неразрывно связанного с действительностью. Более того, итогом развития окажется слияние духа и материи. В историческом процессе познания действительности сформируется «всеобщий разум, освобожденный от личности». Герцен начинает свое философское творчество с восторженного принятия гегельянства, но по-своему расставляет акценты в системе идей, позаимствованных у Гегеля - признание абсолютного значения личностного начала в человеке. Главная характеристика личности для Герцена — это воля, способность к действию. Провозглашаемые Герценом беспредельная свобода и самостоятельность личности сопровождаются проповедью предельной ответственности человека за свои поступки; абсолютность личности выражается, по его мнению, в том, что человек должен изнутри самого себя, через свою свободу создать себе нравственный идеал и беспрекословно следовать ему.

Черныше́вский — русский философ-утопист, революционер, редактор, литературный критик, публицист и писатель. В философских взглядах высказал мысль, что бедные и власть-неимущие люди никогда не смогут подняться из тёмного невежества, им не доступны блага образования. Он отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей. Отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности. В своей теории «разумного эгоизма» Чернышевский дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали — достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности».

Комментариев нет:

Отправить комментарий