понедельник, 23 ноября 2009 г.

Основные социально – политические идеи античности (Платон, Аристотель)

Платон в своем знаменитом «Государстве» конструирует идеальное государство, исходя из соответствия, существующего между космосом, государством и отдельной человеческой душой. Справедливый человек не отличается от справедливого государства. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – соответствуют совещательное, защитное и деловое начала в государстве, которым, в свою очередь, соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей. Идеальное государство – аристократия. Платон решительно выступал против демократии как власти многих (большинства), которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью.

Социально-политические идеи Платона:
1. государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
2. залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;
3. сословие стражей должно защищать государство;
4. землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;
5. переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Великий ученик Платона Аристотель сделал политику предметом конкретно-исторического исследования. Государство, по Аристотелю, «творение природы», продукт естественного развития. Право, по Аристотелю, тождественно справедливости, поэтому законное и справедливое должны совпадать. Он выделяет два вида справедливости – уравнивающую и распределяющую. Первая основана на равенстве арифметическом, когда речь идет о поддающихся счету предметах. Вторая предполагает неравенство и оправдывает его – в этом случае, чтобы обеспечить справедливое распределение, следует учесть вклад каждого в общее благо. Политическая организация общества представлялась Аристотелю не уравнивающей, а распределяющей справедливостью. Совершенной формой государственного устройства является полития, сочетающая в себе лучшие черты аристократии и демократии. При этом гражданами в таком государстве, прежде всего, признаются имеющие собственность представители «среднего класса», которые и участвуют в управлении государством. Справедливость, по Аристотелю, - это отсутствие крайностей между бедными и богатыми, равновесие между простыми людьми и аристократами. Именно Аристотеля принято считать первым в истории общественно-политической мысли идеологом «среднего класса».

Социально-политические идеи Аристотеля:

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
2.Назвал человека политическим существом.
3.Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.
4. Залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан.
5. Высказывал идею верховенства закона.

Как видно, многие социально-политические идеи великих мыслителей античности остаются актуальными и в наше время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий