воскресенье, 15 ноября 2009 г.

Методологии в науке: сущность, содержание

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Она изучает структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Как правило, методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами - они имеют значительное философское содержание, поскольку их способ постановки, а зачастую и решение зависят от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности. К числу основных проблем методологии обычно относят проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки.

Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология:
  • учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;
  • исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;
  • выявляет законы функционирования и изменения знания;
  • изучает объяснительные схемы науки и т.п.
С позиций различных определений проанализируем сложившиеся в литературе подходы к сущности и содержанию Методологии.

Во-первых, методология вообще долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности. Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов.

Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией.

В-третьих, в гуманитарных, в общественных науках сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения.

В-четвертых, некоторые авторы разделили методологию на два типа: дескриптивную (описательную) методологию – о структуре научного знания, закономерностях научного познания и т.д.; и нормативную методологию – прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности. Но такое разделение ведет к раздвоению, неоднозначности предмета методологии. Очевидно, в данном случае следовало бы говорить о двух разных функциях – описательной и нормативной – методологии.

Главная цель методологии – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий