воскресенье, 15 ноября 2009 г.

Методологические основания социологического исследования

Методология – это система теорий и принципов, определяющих характер исследования того или иного вида реальности.

Говоря о структуре методологии, следует заметить, что она включает в себя два основных типа теорий: во-первых, метатеории, т.е. те теории, которые касаются познавательных процессов, относящихся к данной науке (эти теории составляют гносеологическую ветвь методологии), во-вторых, теории об объектах, которые исследуются, они составляют онтологическую ветвь методологии, каждая из этих ветвей методологии представляет собой совокупность теорий, связанных и соподчиненных определенным образом, в то же время гносеологическая и онтологическая ветви методологии связаны друг с другом и переходят друг в друга.

Гносеологическая ветвь методологии выясняет все существенные особенности познавательного процесса в социологии, включая сущность, границы, предмет и особенности социологического познания. С другой стороны, в методологию социологического исследования включены теории, описывающие и объясняющие особенности тех или иных социальных объектов. Очевидно, что понимание сущности социального объекта, его структуры, закономерностей его функционирования и развития, использования определенного категориального аппарата, имеет исключительное значение для подготовки и проведения социологического исследования. Таким образом, можно сказать, что методология определяет характер проблемы и задачу исследования, а через них влияет на все остальные элементы социологического исследования.

Когда речь идет о методологии социологических исследований, то здесь надо иметь в виду, что социология – это полипарадигмальная наука, т.е. в социологии отсутствует единое, общее представление о самом предмете социологии и, следовательно, об исходных принципах построения социологического знания. В то же время, несмотря на эти обстоятельства, можно говорить о существовании в социологическом знании исходных общенаучных принципов исследования социальной реальности. Такими общенаучными принципами, разрабатываемыми в логике и методологии научного исследования, являются: принцип всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, устойчивости, инвариантности, сравнения, аналогии, системности, причинности и др.

Формирование методологии исследования социальной реальности, адекватной природе общественных явлений, потребовало не только учета специфики исследуемого предмета, но и рациональной связи уже имеющегося знания о предмете, процедуры исследования и технического инструментария. Специфика общества и социальных явлений потребовала также создания особых методов собирания, упорядочения, обобщения социальных фактов и формулирования выводов.

В социологии нет единой методологии. Различия в понимании методологии социологических исследований обусловлены целым рядом факторов. Так, представление о методологии зависит, прежде всего, от понимания сущности самого общества в целом. Дело в том, что при изучении отдельных социальных явлений всегда исходят из определенного понимания общества. Сложилось так, что в процессе развития социологии возникло несколько различных часто противоречащих друг другу взглядов на сущность общества, вследствие чего сформировалось и разное понимание методологии.

Важным фактором, влияющим на характер представлений о содержании метода социологии, является уровень развития техники исследования, а также исследовательские качества и наклонности отдельных наиболее влиятельных ученых-социологов.

Вследствие влияния вышеназванных и других факторов в социологии сложилось разное понимание предмета социологии и различное понимание ее методологии.

В рамках позитивистской традиции методология социологических исследований характеризуется максимальным заимствованием исследовательских принципов и методов у естественных наук.

Для функционалистов характерен взгляд на общество и на любой другой социальный объект как на целостность, образованную взаимодействующими компонентами. Важнейшее значение функционалисты уделяют исследованию функций элементов системы.

Совершенно с иных методологических позиций рассматривает сущность, природу социальных явлений, а также задачу их научного исследования «Понимающая социология» (М. Вебер, П. Зиммель). Эта парадигма исходит из того, что между природными и общественными явлениями имеются серьезные различия, результатом которых является различие методов естественных и общественных наук. Если естественные науки могут открывать причинные связи между явлениями и тем объяснять отдельные события, то социология может понимать поведение индивидов, которые участвуют в некотором отношении. И если естественные науки занимаются фактами, то задачей социологии является понимание, и ее основной метод состоит не в объяснении, как в естественных науках, а в интерпретации и толковании смысла социального действия.

Идейно близким к «понимающей социологии» можно отнести, с определенной долей условности, и такое мощное направление в современной социологии, которое представлено теориями межличностного взаимодействия. Методология этих теорий характеризуется тем, что центр исследования переносится на микроуровень. Именно человек, люди создают социальную реальность, а не классы, государство, партии, экономика и т.д. То есть человек – субъект, творец социальной реальности, а не ее продукт – объект. В рамках этого методологического подхода возникло множество теорий. Всех их объединяет стремление объяснить социальную реальность исходя из межличностных взаимодействий, которые, по их мнению, и представляют собой подлинную социальную реальность.

Таким образом, можно заключить, что наличие в социологии множества разных теорий, школ и направлений обуславливает существование и разных методологических подходов к исследованию социальных явлений и процессов, что, в свою очередь, приводит к существованию соответствующих методов, техники и процедур социологического исследования.

Следует заметить, что сам метод социологического исследования, в общем-то, нейтрален. Главное, как и зачем этот метод используется, какие основные принципы организации исследования он призван реализовать. Метод перестает быть нейтральным в рамках определенной методологии, здесь он приобретает определенную специфику.

Комментариев нет:

Отправить комментарий