вторник, 24 ноября 2009 г.

Обоснование парадигмы как метологическая проблема

Современный этап в развитии мировой социологии принято рассматривать не столько в персоналиях и школах, сколько в перспективах и парадигмах. Первые два термина более или менее понятны: персоналии означают выдающихся социологов, а школы - группу их последователей, разделяющих сходные идеи. Сложнее обстоит дело с двумя другими терминами.

Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.

Парадигма - (1) краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо самостоятельной области знаний или теоретического подхода; (2) в методологии - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный исторический период.

Парадигма - одно из ключевых понятий современной философии науки, обозначающее совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществоми обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы тождественно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. В целом понятие парадигмы шире понятия "отдельная теория", она формирует строй научной дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигм ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменению элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой парадигме диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями.

На Западе парадигматическая концепция (она же - дисциплинарная матрица) Т. Куна получила широкое применение в социологии благодаря усилиям Т. Юнга, Р. Фридрихса, Н. Муллинза, К. Ларсона, Дж. Рекса, А. Эффрата, Х. Куклика, Г. Ритцера, Л. Экберга и Х. Мартинса. П. Ансарт для французской социологии 60-80-х гг. выделил четыре основные парадигмы: генетический структурализм П. Бурдье, динамический структурализм Ж. Баландье и А. Турена, стратегический подход М. Крозье и методологический индивидуализм Р.Будона. В них трансформировались и использовались концепции О. Конта, А. Токвиля, Э. Дюркгейма, П. Прудона, К. Маркса, М. Вебера и др.

В отечественной литературе термин "парадигма" стал употребляться сравнительно недавно - раньше предпочитали использовать такие понятия, как "научная школа" и "научное направление". В качестве классификационного приема эти понятия встречаются в сочинениях отечественных социологов, опубликованных в 70-е гг. (см. работы Д.М. Гвишиани, Д.М. Беркович, О.И. Шкаратан и др.). Специалисты в области методологических проблем социологии А.В. Кабыща и М.Р. Тульчинский определяют парадигму как "совокупность принципов и подходов, лежащих в основе соответствующих теоретических и методологических концепций, школ и направлений. В парадигму может быть включена и совокупность методов, развертывающих ее в целую систему соответствующих исследовательских процедур. Сложная, развитая парадигма, совокупность принципов и подходов, границы которой не всегда ясно сознаются, определяет структуру модели изучаемого объекта и предмета".

В начале 80-х гг. термин "парадигма" был использован В.А. Ядовым для характеристики смены фундаментальных концепций отношения к труду и основных этапов, через которые проходила в своем развитии отечественная социология труда.

Согласно Т. Куну, если конкретная теория или научный подход принимаются группой ученых в качестве руководства к действию, средства решения проблем и головоломок, то она становится  парадигмой - в противном случае остается частной теорией или подходом. Парадигма - это теория, принятая в качестве образца для решения задач.

По мнению Куна не существует фактов, независимых от парадигмы, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. Отсюда тезис Куна о несоизмеримости парадигм - о невозможности установления строгих логических отношений между сменяющими друг друга фундаментальными теориями.

Появление парадигмы в науке оказывает на развитие последней революционное влияние. Единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом, подтвержденная десятками и сотнями публикаций в серьезных академических журналах, упорядочивает процесс преподавания и подготовки социологических кадров. Создание парадигмы завершается выпуском стандартных учебников, систематизирующих историю, теоретические подходы, методологию и методику исследования.

В рамках действующей парадигмы постоянно проводятся новые исследования, которые распространяют ее принципы на новые предметные области, благодаря чему парадигма получает дополнительные подтверждения своей достоверности, стимулы к развитию, уточнению и видоизменения в зависимости от изменения практики.

Теоретические категории, некогда абстрактные, получают точное количественное описание и интерпретацию. Социология в целом приобретает дополнительный импульс к развитию и движется вперед ускоренными темпами. На периферии парадигмы зарождаются новые теоретические подходы, которые вскоре могут превратиться в новые парадигмы.

Социология, как свидетельствуют ее история и особенно современность, - это не монопарадигмальная, а полипарадигмальная наука.

Полипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней. Вместе с тем она осложняет сопоставление полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основываются на разных парадигмах. "Одна и та же парадигма может выражаться в нескольких далеко неоднозначных теоретических построениях.

Большое количество парадигм социологии порождает проблему выбора определенной для проведения социологического исследования, например. Это особенно характерно для молодых ученых - социологов.

Это отражено в целом ряде кандидатских диссертаций. Часто встречается перечисление и использование различных взаимоисключающих парадигмы в разделе теоретико-методологического обосновании диссертации.

В данном случае можно дать следующую рекомендацию: если необходимо собрать в работе столь различные методологические подходы, то необходимо интегрировать отдельные методологические принципы и концептуальные идеи тех или иных теоретиков социологии, при необходимости "наводя мосты" между ними. То же самое необходимо делать и при ссылках на те или иные общенаучные философские методологические принципы научного познания. Простого перечисления их, со ссылкой, что дескать руководствовались следующими диалектическими принципами, будет явно недостатлчно. Необходимо предпринять, рискованную в методологическом плане, процедуру экстраполяции этих принципов в качестве методологических принципов, а социологического исследования, логично и четко показывая границы и возможности применения данного принципа в контексте исследования.

Все попытки социологов ХХ век корректировать теоретические модели социальной реальности, осуществлялись как бы в поисках межпарадигмального компромисса в социологической теории, примирения объективизма системно-структуралистского подхода с субъективизмом феноменологии; идеи социально-детерминированности заменялись гуманистической картиной социальности, где подчеркивалась активная роль социального действия в воспроизводстве и изменении социальной системы.

Контекст понятия парадигмы значительно расширился, оно стало рассматриваться не как когнитивная, а социальная характеристика, обозначающая согласие ученых. В аспекте критериев истинности научных гипотез и теорий Ю.Хабермас и Файерабенд предложили консенсус или неограниченную дискурсивную модель условий познания. В основе научного знания лежит не всегда артикулированное мировоззрение, в соответствие с которым формируются теоретические постулаты, определяющие актуальные темы исследования, корпус гипотез и подтверждающих их результатов (примеров), все что охватывается понятием исследовательской программы Локатоса, состоящей из жесткого ядра и защитного пояса, обеспечивается автономность научной теории от экспериментов и от социальных обстоятелств воспроизводства научного знания. Различие методологий влечет за собой дифференциацию концепций, объясняющих одно и то же социальное явление.

В социологическом исследовании полезны системный подход к многообразию проявлений объекта, междисциплинарный подход к предмету исследования, проектирующий метод, определяющий этапы и порядок научной разработки.

Важно уметь "плавать в полипарадигмальном море науки", а чтобы не утонуть в нем следует помнить, что операционализация ключевых понятий (а это искусство перевода формализации содержательного теоретического знания на "язык" количественных и качественных, социальных показателей, благодаря которым исследователь и сможет предметно осуществлять эмпирический сбор содержательных социальных фактов), дополняется обратным процессом научной методологической рефлексии - интерпретацией, содержательным истолкованием формальных результатов.

Важные источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий