вторник, 24 ноября 2009 г.

Методологические функции социологи

Понятие методология в современной российской социологии отражает известную трехуровневую концепцию структуры социологического знания. Первый уровень акцентирует внимание на логико-гносеологической функции общих социологических теорий. Второй подчеркивает значение специальных социологических теорий как прикладной логики исследования отдельных сфер социальной жизни, основных социальных институтов. Применительно к эмпирическому уровню чаше идет речь не о методологических принципах и представлениях, а только о методических приемах, правилах сбора и анализа эмпирических данных, которые обозначают понятиями методика, техника, процедуры [Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Тарту: ТГУ, 1968; М.: Наука, 1972; 2-е изд., переработ, и дополн, М.: Наука, 1987; изд. переработ, и дополн., Самара: Самарский университет, 1995., с. 37].

Среди функции социологической науки также можно выделить те из них, которые имеют большую методологическую значимость.

Научное предвидение выступает фундаментальной методологической функцией науки в целом, и социологии, в частности. Постановка и решение прогнозирования социальных трансформаций, ситуаций социального взаимодействия и стратегий социального поведения, в качестве ключевой целевой задачи среди исследовательских задач является важной характеристикой инновационного социологического научного исследования. История науки, от античности до современности, убедительно демонстрирует принципиальную возможность: 1) объективных научных прогнозов; 2) субъективных утверждений, сформулированных отдельными учеными, в начале в виде гипотез, а затем на основе анализа социальных практик, эмпирических социальных фактов, их верификации, представленных идеями теоретическими, как социальные конструкты предсказаний. Такой тип научной рефлексии, в форме обоснованного предсказания представлен прогностической функцией социологической науки и методологии в целом.

Прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических (конкретных) социологических исследований действительности. Ее также можно причислить к методологическим функциям социологии. Она, без сомнения, важна, хотя нельзя сводить к ней все социологические функции, как, к сожалению, у нас нередко делается на практике. В нашем обществе опросы общественного мнения приобрели чрезвычайную популярность и в связи с этим опросно-анкетный метод рассматривается чуть ли не как основной метод исследования социологии как науки. Здесь мы подходим к чрезвычайно важной проблеме: методы науки “не меньше, чем содержание, разделяют науки друг от друга” (Ф. Гиддингс).

Методология осуществляет мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Любое открытие, любые новые факты и полученные данные требуют своего объяснения и включения в систему уже известных знаний. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

Кроме того, важными для развития социологической науки являются функции методологии:

Методология позволяет вырабатывать стратегию развития науки и практики. Самой собой разумеется, что ученые, стоящие на отличающихся методологических основаниях, видят дальнейшие перспективы различным образом.

Методология стимулирует процесс развития науки и практики. Устаревшие методологические принципы, которые не соответствуют новым научным данным, разумеется, вряд ли сумеют кого-то к чему-то стимулировать. Но именно поэтому и происходит смена методологических подходов, что формулирование новых норм и принципов позволяет как бы «раздвинуть шторы» для лучшего видения диапазона возможностей.

Методология позволяет описать и оценить саму деятельность исследователя или практика и выработать рекомендации и правила, то есть те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий